АЙКИДО: не ждать, не смотреть, не открываться!

Если ты изменяешь свои привычки – твое поведение меняется; если ты изменяешь свое поведение – твое тело меняется; если твое тело меняется – твое сердце меняется; если твое сердце изменяется – твоя судьба меняется; если изменяется твоя судьба – изменяется вся твоя жизнь!

Хикисучи Мишио

 

Настоящей целью занятий айкидо является повышение качества жизни. Если вы обладаете физической силой и хорошо владеете техникой на мате, но не можете научиться общению с другими людьми в повседневной жизни, ваши занятия лишены смысла…

Мицуги Саотомэ

 Публика на показательных выступлениях по айкидо или свидетели тренировок почти всегда делятся на две категории: одни завороженно следят за красивыми и мощными движениями, готовые хоть сейчас броситься на татами, чтобы начать тренироваться, другие скептически восклицают что-то, вроде «Все отрепетировано и подстроено!» или «Это ерунда, это слишком мягко (!), это не имеет отношения к боевым искусствам!». Со вторыми все более или менее ясно: просто им не нужно заниматься айкидо и нечего «ломать копья», пытаясь доказать им всю глубину, универсальность и действенность философии и техники этого боевого искусства. То, что будет написано дальше, предназначено, в первую очередь,  дляпервых, тех кто, подпав под магическое обаяние айкидо, появляется в додзё с намерением стать сильными, смелыми и конечно, непобедимыми. И вот тут-то, после первых нескольких тренировок, внезапно оказавшись в собственных глазах неуклюжими, невнимательными и растерявшимися от обилия непривычной и необычной информации — обычное состояние большинства новичков — 99% из них рождают на свет вопрос: «А вообще-то, айкидо может помочь в критической ситуации?» И хорошо, когда инструктор может словами или собственным примером положительно ( и что важнее всего, честно) ответить на этот вопрос, так как зачастую именно в этот момент решается, продолжит ли человек свои занятия и чем, собственно, будет на них заниматься. Возникновение этого вопроса закономерно, это подтверждается и тем, что подобным иногда задаются не только «зеленые» новички, но и люди, вплотную подошедшие к мастерскому уровню. Периодически возникающие поиски ответа на этот вопрос сродни поискам смысла жизни, поиски тем острее и насущней, чем серьезнее человек занимается айкидо. И один из самых честных, серьезных и уважительных ответов был дан при мне знакомым инструктором одному из своих начинающих учеников: «Скорее, все будет решать не твоя техника, а сила Духа. У кого Дух сильнее, тот и одержит верх». На мой взгляд, этот короткий ответ все расставил на свои места, четко и недвусмысленно обозначив приоритеты, которыми должен руководствоваться занимающийся айкидо.

Основатель айкидо О-Сенсей Морихеи Уэсиба говорил, что айкидо создано самими богами по тем же законам, по которым создана вся Вселенная, по законам, руководящим и направляющим человеческое существование. Целью практики айкидо он провозглашал изменение человека, совершенствование его взаимоотношений с Природой и себе подобными, создание совершенного миропорядка в наших земных условиях. Конфликт в самом широком смысле этого слова, рассматривается в айкидо, как неотъемлемая часть эволюции, потому единственная победа, которая приемлема при любом столкновении — это победа обоих сторон, ситуация, в которой ни одна из сторон не уничтожаются, напротив, их конфликт рождает новые качества, его разрешение служит делу эволюции и жизненного роста каждой из сторон. Отсюда — один из девизов айкидо: «Убереги себя от ударов и удержи противника от их нанесения». Потому, можно сказать, что айкидо — система взаимодействия, в которой агрессии не противопоставляется контр-агрессия, а создается условие, в которых энергия разрушения себя исчерпывает или переходит в иное, созидательное качество. Именно потому, хотя постижение айкидо невозможно вне телесных упражнений, вне татами, можно проследить, как функционируют в жизни и могут применяться принципы, на которых построено это уникальное боевое искусство.

Сразу хочу оговориться, что предлагаемые соображения — всего лишь результат наблюдений, размышлений и ограниченного личного опыта человека, практикующего айкидо. Эти же вопросы, каждый по-своему, блестяще освещают в своих трудах ученики О-Сенсея Мицуги Саотомэ («Принципы айкидо», «Айкидо и гармония в природе»), Тамура Нобуеси («Айкидо. Этикет и передача традиций»), Терри Добсон («Айкидо в повседневной жизни»). Это большие серьезные труды настоящих Мастеров айкидо, здесь же хотелось бы коснуться трех принципов, в этих книгах не нашедших своего места.

Чуть больше года назад ушел из жизни один из ближайших учеников О-Сенсея Хикисучи Митчио, еще при жизни Основателя получивший из его рук высший, 10-й Дан. Этот Мастер целью своей жизни поставил донести до своих учеников те аспекты айкидо, что оказались заключены в трех базовых принципах: «Начинать первым (не ждать атаки партнера)», «Не смотреть (на партнера)», «Не открываться (атакам партнера)». Эти три коротких правила таят в себе бездну смысла, но главное в том, что будучи сугубо практическими, если смотреть с точки зрения техники выполнения приемов, они, при должном понимании, становятся универсальным «руководством к действию» в повседневной жизни.

«НЕ ЖДАТЬ» (Начинать первым, не дожидаясь атаки партнера). Этот принцип становится «камнем преткновения» каждого, начинающего заниматься айкидо. «Как это — «начинать первым»? Мы же обороняемся?! Как нам бороться с агресией? А если атаки еще нет, это что — нужно провоцировать партнера (противника)?» И тут уместно обратиться к высказыванию О-Сенсея: «Искусство мира — это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, оно изначально победоносно… Искусство мира непобедимо, потому что оно ни с чем не борется…». И действительно, кадры хроники, на которых О-Сенсей демонстрирует свое искусство, особенно последних лет его жизни, наглядно демонстрируют, КАК Уэсиба ПЕРВЫМ начинает двигаться, ВЫЗЫВАЯ ответное движение своего партнера. Кстати, именно эти, «мягкие», техники вызывают наибольшие недоумение и скептицизм у поклонников «жестких» стилей в боевых искусствах. И эти скептики не видят главного: ученики О-Сенсея, многие из которых имели высокие уровни в дзюдо, карате или кендо, прекрасно умеющие РЕАЛЬНО атаковать, попадали при этом в положение, когда они просто не имели возможности проявить свои сильные стороны, поскольку изначально хозяином положения становился тот, кто начинал первым. И главная сложность в понимании этого принципа для начинающего, то, на что, порой, уходят годы (!) — это перестать видеть в человеке, стоящем против вас на татами, противника, не стремиться к победе, к подавлению его, преобладанию над ним. Начиная техническое действие, не направлять его ПРОТИВ своего партнера, не стремиться к тому, чтобы причинить ему боль или продемонстрировать ему свое превосходство. Ученик Хикисучи Мишио, Сенсей Жерар Блэз, первым из неяпонцев получивший 7 Дан Айкидо Айкикай, на своих семинарах огромное внимание уделяет именно этому, формулируя  идеи в короткой фразе «Не имейте ничего против своего партнера!». Принцип «Начинать первым» углубляется и развивается по мере роста его понимания занимающимся: от чисто механического движения у новичка до мощного внутреннего энергетического импульса у мастера.

Но, как  же возможно применение этого принципа вне татами, в нашей повседневной жизни? С каким багажом мы выходим из стен спортивного зала? Мне кажется, главное то, что следуя этому принципу мы, прежде всего, перестаем воспринимать окружающих нас, как нечто враждебное, противостоящее нам, а жизненные конфликтные ситуации  перестают ощущаться нами, как нечто негативное, угнетающее, направленное ПРОТИВ нас. Начиная действовать первыми, исходя из этих предпосылок, мы свободны в своих действиях и не только не зависим от воли другого человека или ситуации. Мы начинаем формировать совершенно новые условия развития конфликта, когда его движущая сила просто рассеивается, не встречая на своем пути ожидаемого сопротивления, либо совершенно преобразовывается, служа исходным материалом для построения качественно новых, иных взаимоотношений или ситуации.

Действуя первыми, мы  обретаем настоящую свободу, так как принимаем на себя ответственность за свои действия, не сковывая себя страстным желанием и ожиданием обязательной победы. Именно в этой свободе заключается чуткость к истинным проявлениям жизни, возможность увидеть и услышать Жизнь такой, какая она есть на самом деле…

«НЕ СМОТРЕТЬ» (на партнера). Этот принцип, так коротко и ясно звучащий и не сулящий, вроде бы, занимающемуся  никаких трудностей, тем не менее, на практике бывает весьма трудновыполним, а зачастую и совершенно извращен. Главный камень преткновения в этом вопросе: “А как мы сможем контролировать партнера и ситуацию, если не будем смотреть на него?” Те, кто серьезно занимается боевыми искусствами под руководством заслуживающих доверия наставников, знают, как много внимания уделяется формированию “правильного” взгляда, умению не столько смотреть, сколько видеть. Каждая школа в любом из боевых искусств имеет особое мнение на этот счет, в одних рекомендуется смотреть партнеру на грудь,  в других — в область солнечного сплетения, в точку между глаз и т.п. Но большинство сходится на том, что зрение должно быть “рассеянным”, не фокусирующимся на деталях, позволяющим видеть вашего партнера и всю картину происходящего ЦЕЛИКОМ. Исключения составляют, наверное, лишь чрезвычайно немногие эзотерические школы, в программу обучения которых входят элементы гипноза и подавления воли противника, в том числе, посредством взгляда. Но отсутствие какой-либо достоверной информации на этот счет оставляет эту область боевых искусств  за рамками данной статьи.

Результаты исследований в области психологии человека и животных показывают, что прямой пристальный  взгляд в глаза всегда воспринимается противной стороной, как некий вид агрессии, попытка доминирования, как вызов, требующий ответных действий. Зачастую именно такой взгляд присущ людям, испытывающим чувство собственного превосходства над окружающими и ищущими конфликта для того, чтобы в нем продемонстрировать это свое превосходство.

Напротив, “рассеянный”, несфокусированный на партнере взгляд, иногда способен погасить назревающий конфликт,  впитав, как губка, чужой агрессивный заряд. Такой взгляд всегда выдает чрезвычайную уравновешенность своего обладателя, он подобен полированной поверхности зеркала, в которой отражается все и за которую нет ни малейшей возможности “зацепиться”.

Стремление СМОТРЕТЬ подобным образом порождает умение ВИДЕТЬ.  Обладатель подобного умения не будет введен в заблуждение выражением глаз атакующего, не сосредоточится на второстепенной детали, пропуская сокрушительный удар. Будучи атакован несколькими противниками, он безошибочно выберет самое безопасное положение и направления своего “главного удара”.

Создатель айкидо Морихеи Уэсиба дословно говорил следующее: ”Не нужно смотреть в глаза партнеру, потому что они заберут наш разум. Не нужно смотреть на меч партнера, потому что он заберет вашу Ки. Не нужно смотреть на партнера, потому что нужно втянуть в себя (притянуть)  Ки вашего партнера”.

Действительно, партнер, обладающей более сильной волей, чем наша, вполне может подавить нас или смутить наш разум, если смотреть ему в глаза.

Те, кто занимается боевыми искусствами, в которых практикуется работа с оружием или против него, те, кому пришлось сталкиваться с вооруженным человеком вне стен додзе, прекрасно знают, что один взгляд на блестящий клинок способен парализовать волю. Даже не тренировках с учебным, безопасным для жизни оружием, когда партнер меняет безоружную атаку на вооруженную, многие занимающиеся теряются и начинают выполнять знакомую им технику неуклюже и неэффективно.

Практика айкидо, включающая в себя в качестве основополагающего элемента развитие “притягивающей” силы, наглядно демонстрирует, что при прямом взгляде не партнера притягивание, привлечение его становится невозможно. Современные естествоиспытатели уже доказали, что взгляд обладает силой давления, следовательно, отталкивания — качества, противоположного притягиванию, силы не ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ, а РАЗДЕЛЯЮЩЕЙ. Более того, в некоторых техниках айкидо недостаточно просто не смотреть на партнера, но для «объединения» с ним необходимо разместить себя таким образом, чтобы направление вашего взгляда совпадало с направлением взгляда партнера. Этот момент, помимо всего прочего, можно трактовать еще и философски: для того, чтобы разрешить конфликт необходимо понять намерения партнера, буквально, “посмотреть на мир его глазами”.

Но как этот принцип может быть применим в жизни? Когда, в какой ситуации и как “не смотреть”? Подобно тому, как умение видеть ситуацию в целом дает бойцу стратегическое преимущество в любом виде боевых искусств, в жизни такое качество также позволяет видеть любую жизненную ситуацию во всей ее полноте. Часто мы “заклиниваемся” на мелочах, “раздувая” их в своем сознании до невероятных опасностей или непреодолимых преград, в то время, как существует множество путей для разрешения этой, на самом деле небольшой, проблемы или конфликта. Умение видеть помогает, прежде всего, правильно определить приоритеты и выработать верный характер действий. Вместе с пониманием того, что окружающие не есть наши враги лишь потому, что отличны от нас, умение “не смотреть” помогает вместо возведения взглядом “укрепленной полосы”, найти возможность к объединению с партнерами с целью достижения гармоничного сосуществования, а если удастся, то и сотрудничества.

Принцип «НЕ ОТКРЫВАТЬСЯ!» (Не быть открытым атаке партнера на протяжении всего технического действия), казалось бы, и не требует никаких пояснений, но… Перед каждым, кто приходит заниматься айкидо, рано или поздно встает вопрос: ”А чего он ждет от своих занятий в плане собственной безопасности? Какими  навыками он хочет овладеть и с какой целью?”. В айкидо вопрос безопасности стоит на первом месте. Главным становится не победа над партнером, не подавление его, а создание условий для обеспечения максимальной личной безопасности. И в этом айкидо следует Природе. Скажем, если вы идете по горной тропе и встречаете ядовитую змею, наиболее разумным и безопасным будет решение обойти ее или дать ей возможность уползти, то есть, избежать прямого столкновения. В данном случае, потенциально опасная змея не представляет для вас прямой угрозы и активные действия будут предприняты вами лишь в случае ее нападения. Вряд ли, обойдя змею стороной, вы будете чувствовать себя ущемленным или побежденным. Главная победа в этой ситуации — ваше здоровье и возможность разрешения назревающего конфликта мирным путем. Вопрос адекватности действий в айкидо разрешен наиболее оптимальным образом.

Во многих боевых искусствах, зачастую, ответ на атаку по своей мощи многократно превышает силу самой атаки. Цель, в данном случае, — нанести противнику возможно больший урон, делающий его дальнейшие агрессивные действия невозможными, а то и физически его уничтожить. Цель же айкидо — обеспечение личной безопасности путем приведения нападающего под полный контроль “защищающегося”. Отсюда и известный постулат айкидо о том, что нужно бороться не с личностью, а с безличностной агрессией. Нужно заметить, что некоторые выдающиеся мастера боевых искусств, в том числе и включающих в свой арсенал работу со смертоносным оружием, на вершине познания приходили к выводу о том, что настоящее мастерство и подлинная воинская доблесть состоят в умении разрешить конфликт, сохранив жизнь и здоровье нападающему.

Таким образом, само понятие победы трансформируется, полностью исключая какое-либо насилие, независимо от того, является ли оно “правым” или нет, делая объектом приложения усилий не конкретного нападающего, а скорее, ситуацию, конфликт. В плане тактическом это выражается в умении найти и занять такое положение, которое не дает  “нападающему” поразить, “достать” “защищающегося”. Такая “неуязвимость” уже сама по себе бывает достаточна для того, чтобы  хоть сколько-нибудь контролирующий себя человек, не встречая прямого отпора и открытого противостояния  и не имея возможности довести атаку до победного конца, прекратил агрессивные действия.

Если бы содержание принципа “Не открываться!” исчерпывалось лишь всем вышеперечисленным, айкидо было бы только технической дисциплиной, еще одной из экзотических разновидностей  рукопашного боя. Но айкидо требует от занимающегося колоссальных усилий, прилагаемых с целью  изменения собственного Духа, а потому любой из принципов имеет свое воплощение как в физических действиях, так и в сфере незримого.

Здесь уместно вспомнить один из эпизодов из жизни Уэсибы, обнародованный его учеником Годзо Сиодой. В одной из своих поездок Уэсиба встретился с мастером кендо и был вызван им на поединок с целью выявления сильнейшего, что ранее считалось совер-шенно нормальным делом. В назначенный час в условленное место Уэсиба явился безоружным и занял позицию напротив своего противника, вооруженного боевым мечом. В этом положении они оставались неподвижно в течении нескольких минут, пока у вооруженного мечом мастера не начали дрожать руки и пот крупными каплями не побежал по его лбу и щекам. Так и не сделав ни единого движения, самурай опустил меч и смиренно признал себя побежденным. Будучи мастером кендо, он прекрасно умел видеть в системе обороны любого человека бреши, в которые и следовало направлять смертоносное лезвие. У Уэсибы таких брешей не было, он действительно оказался неуязвимым!

Вполне понятно, что этот случай невозможно объяснить, оставаясь в сфере физических движений. И здесь видится возможным привести одно высказывание из области, не имеющей ничего общего с боевыми искусствами, но с которым, я уверен, согласится любой мастер будо: ”Атака ИЗВНЕ невозможна, если ИЗНУТРИ ей ничего не отвечает!”. В любом конфликте участвуют две стороны; раздражение, рожденное одним человеком, волнами агрессии изливается из него в адрес конкретного лица, либо любого, кто “попадется под руку”. Встречая в нем ответные эмоции в виде агрессии или страха (что, собственно, две стороны одной медали), агрессивные намерения усиливаются и так, кочуя от одного к другому, разрастаясь, как снежный ком, подобные эмоции приводят к физическому конфликту. И по большому счету, уже не столь важно, кто в нем одержит победу, если оба участника одинаково раздражены, агрессивны и злы. Часто случается так, что истинная причина конфликта по своему масштабу ничтожна по сравнению с разрушительной силой взаимной агрессии. И существует лишь одна возможность разорвать этот порочный круг — изъять из конфликта одну из сторон! Тогда любое раздражение или прямая агрессия, не будучи подхваченными и усиленными, просто рассеются в пространстве или, на худой конец, вернутся к своему хозяину, призвав его к ответственности за собственное порождение (тенкан и ирими). Стремясь к тому, чтобы наше сознание становилось все чище, незамутненнее хаотичной рябью эмоций, стремясь сохранять истинное равновесие и стабильность нашего Духа, мы обретаем не только физическое здоровье и радость жизни, позитивный эмоциональный настрой и ясный ум, мы делаем первые шаги к тому, чтобы стать неуязвимыми для внешней агрессии, к тому, чтобы не побеждать в конфликтах, а делать их невозможными, направляя высвобождающуюся при этом энергию на достижение гармонии как внутри себя, так и вовне!

По мере работы над данным материалом я все больше убеждался в том, что каждый новый уровень знаний в айкидо, каждый новый уровень в достижении человеческой зрелости по-новому позволят взглянуть на понимание и воплощение тех трех принципов, о которых велась речь. Потому надеюсь, что настоящий материал, при всем своем несовершенстве, сможет посеять зерно раздумий в умах всех, кто стремится сделать себя и свою жизнь хоть капельку гармоничнее и естественней и побудить заинтересовавшихся к индивидуальному поиску, так как даже идущие в одном направлении люди идут каждый своей дорогой. И на этом пути они открывают нечто новое, доселе неизвестное, принося свои открытия в копилку общечеловеческого знания.

И еще: все вышеперечисленные умственные построения и выводы имеют свое воплощение в техниках и движениях айкидо. Невозможно  понять всю глубину Будо лишь только физически двигаясь или отрешенно размышляя. В айкидо одно не существует без другого, и потому — тренируйтесь и размышляйте, уважайте своих Учителей, доверяйте им и помните, что ни один учитель никогда не сможет НАУЧИТЬ, но всегда способен ПОМОЧЬ НАУЧИТЬСЯ тому, кто этого горячо и искренно желает.

И потому:

“Тренируйтесь трепетно и с радостью!”

О-Сэнсей Морихеи Уэсиба

«Алексей Дмитриев, президент Федерации Айкидо Республики Алтай, 3 Дан Айкидо Айкикай Токио»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*