CqQRcNeHAv

Об Айкидо

CHAPITRE

Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — японское боевое искусство, разработанное О-сэнсэем Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.

Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».

Этимология

Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

  • Ай (яп. 合) — 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. быть выгодным; 5. гармония[1].
  • Ки (яп. 気) — «энергия духа, жизненная энергия» (кит. ци);
  • До (яп. 道) — «дорога, путь, способ».

История

uisiba1Ключевым моментом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — Аябэ. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Омото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё, в своём доме он постелил 18 циновок (татами) и начал обучать последователей учения Омото-кё.

Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.

В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю Айки-дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников нерегулярно, что не помешало Морихею Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.

Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю в 1922 Уэсиба создаёт своё собственное будо и называет его Айки-будзюцу.

Способ самопознания

Неправильно будет считать айкидо исключительно системой различных приёмов и принципов.

Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — Айкидо, в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит те же убийственные техники бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.

Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Омото-кё и синтоистские учения.

Принципы айкидо

Среди основных принципов айкидо выделяют спиральные движения, центр, вращение и прежде всего динамику

Айки

Айки (яп. 合気?) в переводе с японского означает — «дух единения».

image

Айки — нельзя исчерпать словами, написанными или сказанными.

Не веди бесполезные разговоры — познавай по средством практики.

- О-сенсей Морихей Уэсиба

 

 

Дух единения — категория не интеллектуальная, а интуитивная, развивается только опытным путём, и самоанализом. Айкидо развивает не только физические способности, но и духовные качества.

В айкидо нет соревнований [1], а практикуется ката: многократное повторение приёмов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнёром. Цель таких тренировок — научиться чувствовать партнёра, контролировать время и пространство. Как правило один из партнёров атакует (он называется укэ (яп. 受け?)), а другой защищается (он называется тори (яп. 取り?), ситэ (яп. 仕手?) либо нагэ (яп. 投げ?), в зависимости от школы). Партнёры поочерёдно меняются ролями.

Ма-ай

ma-ia

Ма-ай — гармоничная дистанция, один из важнейших принципов айкидо. Она представляет собой сферу вокруг айкидоки, в пределах которой он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у айкидоки два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению техники. В противном случае возникает угроза поражения. Этот принцип особенно актуален, если укэ превосходит физически или вооружён.

Ма-ай зависит от того, нападает вооружённый или безоружный противник. Соответственно в случае с оружием дистанция должна быть больше.

Вместе с тем «Ма-ай» не всегда означает именно «дистанцию» — а также «безопасное место в пространстве», которое открывается на время удара — большинство «входов» тесно связаны с понятием «Ма-ай» и ведут Нагэ (Ситэ) именно в эту безопасную область/зону. Например Тэнкан-уход от атаки Ёкомэн-учи — дистанция сократилась, тем не менее «Ма-ай» не была нарушена, если Нагэ (Ситэ) обезопасил себя уходом и отводом атакующей руки. «Ма-ай» так же зависит от понятия «Кудзуси» (выведение из равновесия) — чем более разбалансирован Укэ, тем просторнее «Ма-ай», так как из такого положения он не сможет вас атаковать… например ударить второй «свободной» рукой. Нужно выработать в себе способность чувствовать дистанцию, и способность быстро её менять.

Уход с линии атаки

Уход с линии атаки — первое, что должен сделать айкидока при выполнении техники. Айкидока смещается вправо или влево от линии атаки, сближаясь при этом с укэ. Смещение может быть круговым или прямолинейным. Уход за спину противника (наружу) называется сото сабаки, уход внутрь называется ути сабаки.

Ирими и тэнкан

Эти два принципа уходят корнями в древние школы бу-дзюцу. Ирими (омотэ) — прямолинейный вход (сближение со смещением),стихия -Огонь (Ян) тэнкан (ура) — круговой уход, стихия Вода (Инь). Почти все техники айкидо можно выполнить, используя оба этих принципа.

Вход ирими предполагает более решительные действия, тогда как тэнкан позволяет выиграть время, если атака была неожиданной.

Использование «центра»

Работа «центром» — наследие айки-дзюцу, это скоординированная во времени и пространстве работа тела, рук, ног, усиленная правильным дыханием. Тело айкидоки фактически превращается в единое целое, уменьшается роль рук, основную работу по проведению техники выполняют ноги. Большое значение имеет правильная стойка и правильные перемещения. Не допускаются неоправданные наклоны, тело во время выполнения техник следует держать как можно прямее. Наге не только работает своим центром, но и сам должен стать центром, вокруг которого движется Укэ.

Точка суми

Суми (яп. 隅・角 суми?, букв. «внутренний угол») — направление для выведения из равновесия (кудзуси) укэ. В отличие от дзюдо и дзю-дзюцу, где также используется суми (например, при выполнении броска суми-отоси), в айкидо практикуется не силовое выведение из равновесия, а используется в большей степени инерция нападающего, а также физиологические особенности человека. Человека можно представить как пирамидку с четырёхугольным основанием, где два угла (суми) будут «заполнены», а два «пустыми». Используя голову, руки, ноги нападающего как систему рычагов, айкидока вынуждает укэ к падению, при этом центр тяжести укэ смещается в маэ-суми (передний пустой угол) или усиро-суми (задний пустой угол). Иногда во время выполнения техники центр укэ смещается в маэ и усиро суми несколько раз. Хорошо проведённое выведение из равновесия по направлению суми приведёт к падению укэ. Это является основой базовых техник айкидо.

действие

мастер дзюдо

мастер айкидо

когда противник тянет толкает входит
когда противник толкает тянет поворачивается

Укэми

Ukemi_1Укэми — самостраховка при падении. С самого первого занятия, начинающих айкидок обучают правильному падению, дабы избежать травм при последующем изучении техник. Различают маэ-укэми (самостраховка вперёд), усиро-укэми (самостраховка назад), ёко-укэми (боковая самостраховка).

Маэ-укэми и усиро-укэми могут выполняться из позиции стоя (тати-ваза) и из позиции киза (сувари-ваза). Существуют также хантэн-укэми (перекат на спине с отбивом рукой) и тоби-укэми («высокая самостраховка», прыжок). Укэми — это не только самостраховка, но и способ передвижения.

Осаэ

Осаэ — контроль (удержание), обычно завершающий этап приёма: перехват инициативы — вход (ирими) или поворот корпуса (тэнкан) — выведение укэ из равновесия (кудзуси) — проведение техники (какэ) — контроль. Чаще всего техника заканчивается приёмом удержания (осаэ-вадза), но также может заканчиваться броском (нагэ-вадза). Контроль позволяет нейтрализовать агрессора и исключить его повторные атаки.

Атэми

Атэми — это разновидность ударной техники. В разных школах айкидо «Атэми» трактуют и применяют по разному, но тем не менее есть и общие признаки:

1. «Атэми» — это вспомогательная техника для перехода к основной: броску или контролю (удержанию). 2. «Атэми» — это не обязательно удар в голову — удар по кисти, в выключенный локоть, в бицепс, по плавающим рёбрам — всё это тоже разновидности «Атэми». 3. Целью «Атэми» не является 100%-е поражение Укэ при помощи только удара (травма, нокаут).

В зависимости от цели Атэми делятся на пять основных видов:

1. Отвлечение внимания Укэ для проведения основного действия (Дори, Кудзуси, Кансецу, Нагэ) — ложный удар, финт. 2. Быстрый удар без вложения центра — поддержание инициативы в «слабых точках» (яп. Суки), где противник может провести контртехнику или второй удар. 3. Атэми как вид болевого воздействия на суставы (яп. Атэ-Кансэцу) — например, удар в плечо, подбородок снизу, в выключенный локоть или согнутую кисть. 4. Атэми как Кюсё — быстрое нажатие на болевую точку с короткой дистанции, например, тычок пальцем в «ямку» под кадыком. 5. Атэми как бросок (например, Атэ-Тэнчи-Нагэ). Здесь Атэми может служить как способ выведения из равновесия для броска или же наоборот завершать технику после того, как Укэ уже лишён равновесия.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
rss facebook twitter
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Траст. Анализ сайта altaybudokan.ru Бесплатный анализ сайта